МОРИ ХАНАЕ
Бабочка – любимый символ Ханае Мори, появляющийся на многих ее моделях – как нельзя лучше отражает суть творчества этого японского дизайнера. Подобно тому, как крылья бабочки символизируют раздвоенность Востока и Запада и их тягу к объединению и целостности, так и модели Ханае Мори, единственного азиатского дизайнера, являющегося членом Синдиката Парижской Моды (Chambre Syndicale de la Couture Parisienne), гармонично сочетают в себе влияние различных культур.
Будущая королева японской моды появилась на свет 8 января 1926 года в префектуре Симане на западе острова Хонсю. В семье ее родителей было шестеро детей, но Ханае была единственной девочкой. В возрасте десяти лет ее отправили учиться в публичную школу в Токио. Позже она поступает в токийский Университет христианских женщин (Christian Women`s University), но учеба ее прерывается с началом Второй мировой войны – Ханае пришлось пойти работать на фабрику.
В 1947 году, после окончания войны, Ханае заканчивает университет с дипломом по литературе и выходит замуж за сына текстильного промышленника Кена Мори (Ken Mori). В следующие годы у нее появляется интерес к моде, и она начинает посещать курсы портных. В 1951 году Мори открывает собственное ателье. Создавая одежду на заказ, костюмы для кино и театра, Ханае удалось скопить денег на поездку в Париж, куда она и отправилась в 1961 году.
Посещение легендарного парижского Дома моды Coco Chanel навсегда изменило жизнь Ханае – она решила вернуться в Японию и стать дизайнером (именно дизайнером, а не просто портным). Через два года Мори основывает собственную дизайн-компанию, а уже в 1965 году проводит свой первый показ с символическим названием «East Meets West» («Восток встречает Запад») в одном из нью-йоркских отелей. В следующие десять лет Ханае прошла большой путь, открыв бутик в Нью-Йорке, запустив именной аромат и представив свои коллекции в Индии, Монако и Париже.
В 70-х на международной арене моды стали появляться и другие японские дизайнеры – Кензо Такада (Kenzo Takada), Исси Мийяке (Issey Miyake), а чуть позже – Йоджи Ямамото (Yohji Yamamoto) и Рей Кавакубо (Rei Kawakubo). Однако именно Мори получает неоспоримое признание Синдиката парижской моды – в 1977 году она открывает собственный Дом моды в Париже по адресу 17-19 Avenue Montaigne и становится членом Синдиката.
Неблагополучная экономическая ситуация и жесткая конкуренция в конце концов привели к снижению уровня объема продаж бренда. В марте 2002 года Ханае Мори продает все права на использование своего имени для массового производства группе инвесторов во главе с японским торговым домом Mitsui and Co, Ltd и британской инвестиционной группе Rothschild group. А в конце мая того же года копания Hanae Mori International обратилась в Окружной суд Токио с заявлением о банкротстве и самоликвидации – ее долги составили свыше 10 миллиардов йен (80 миллионов долларов).
Но дизайнер не унывает – ее парижское и японское ателье продолжают функционировать в прежнем режиме, и теперь все усилия она направила на создание изысканных нарядов для своих состоятельных клиенток, среди которых японская императрица Мичико (Michiko), жены японских дипломатов, члены королевских семей на Ближнем Востоке, знаменитые актрисы.
За свою работу и развитие франко-японских отношений Ханае Мори удостоилась множества наград, в том числе Креста кавалера искусств и литературы (La Croix de Chevalier des Arts et des Lettres), титула Кавалера национального ордена почетного легиона (Chevalier dans l`Ordre National de la Legion d`Honneur), была награждена японским императором медалью ордена культуры. Ее сыновья Акира (Akira) и Кей (Kei) также работают в семейном бизнесе.