КЕЛВИН КЛЯЙН
Кельвин Кляйн создал марку, которая на протяжении четырех десятилетий является одной из самых модных и востребованных. Предвосхищая многие тенденции и эксплуатируя скандальность, он разработал оригинальный имидж компании и задал тон производителям мужского белья, сделав акцент на его сексуальности. 1942 Кельвин Кляйн родился в Нью-Йорке, в густо заселенном иммигрантами Бронксе. Его отец - владелец небольшого бакалейного магазина, но семейный бизнес не слишком интересен мальчику - гораздо больше занимают разговоры матери и бабушки о моде. Кельвин охотно сопровождает их в походах к портным и по магазинам готового платья, учится шить на швейной машинке. Согласно семейному преданию, в пять лет он уже твердо знает, что станет модельером. 1962 - 1968 За плечами Кляйна Высшая школа искусств и дизайна и Институт технологии моды. Затем шесть лет в качестве наемного работника в ателье и в мастерских дизайнеров. Этот опыт не слишком удачен: работа рутинная, нет возможности творить и протестовать против вульгарного вкуса. После нескольких скандалов с работодателями и череды увольнений Кляйна охватывает отчаяние: он думает о том, чтобы отказаться от работы в модной индустрии. 1968 Отец убеждает его заняться любимым делом, и Кельвин решает открыть собственное дело. Его друг детства, Барри Шварц (Barry Schwartz) соглашается вложить $10 тыс. в открытие компании по производству женской одежды. Партнерам везет с самого начала. Кляйн экспонирует первую коллекцию в гостинице, и крупный предприниматель, случайно ее увидавший, делает заказ сразу на 50000 долларов. 1970 Первый шумный успех приближает молодого дизайнера к высшему обществу, а бурная светская жизнь провоцирует Кляйна на чувственные и сексуальные эксперименты. Однако мода по-прежнему остается на первом месте: Кляйн сочиняет PeaCoat - укороченное женское пальто, своеобразную адаптацию мужского пиджака. Модель становится хитом сезона и еще долго задает тон в моде на женскую верхнюю одежду. 1973 Кляйн удостаивается престижной премии «Coty» как автор утонченной и безупречно сшитой одежды, оказавшись самым молодым лауреатом среди дизайнеров. Эту награду он получит еще дважды в течение двух последующих лет. 1974 Кутюрье выпускает свою первую коллекцию фирменных аксессуаров и изделий из меха, но в его честолюбивых планах создание уникальных вещей. Поиски новой, не освоенной модельерами области приводят к джинсам. Кляйн убеждается, что этот предмет гардероба обделен вниманием дизайнеров. 1978 Кляйн первым в мире создает дизайнерские джинсы, совершив революцию в моде. Брюки из денима перестают быть дешевой одеждой для работяг, с новым покроем от Кляйна они превращаются в благородную и сексуальную вещь: подчеркивают сразу и фигуру, и престижный статус обладателя. Продаются брюки с характерным логотипом на заднем кармане рекордными партиями - до 200 000 пар в неделю. 1980 Результатом экспериментов с денимом становится громкая провокация. Вместе с фотографом Брюсом Вебером (Bruce Weber) Кляйн создает рекламный постер джинсов, изобразив на нем девочку-подростка Брук Шилдс, будущую кинозвезду. Ее призывная улыбка и слоган «Ты знаешь, что между мной и моими джинсами ничего нет?» вызывают скандальный резонанс, съемку с девочкой сравнивают с порнографией. Натиску общественного возмущения приходится уступить, и Кляйн снимает с производства джинсы, которые начнут выпускать вновь лишь спустя восемнадцать лет, когда они уже станут классикой. 1982 Кляйн сочиняет коллекцию мужского нижнего белья, для рекламы которого выбирает Антонио Сабато (Antonio Sabato Jr.) и Марка Уохлберга (Mark Wahlberg). Дизайнер в особом, новом ракурсе представляет зрителю обнаженное мужское тело, которое использует не просто как средство для демонстрации, но и как эстетический объект. Несмотря на претензии к излишней сексуальности Кляйн продолжает творить на грани фола. Одним из его самых скандальных проектов становится постер «Тайная вечеря от Кляйна» с полуобнаженными моделями в джинсах, из-за которого он судится с церковью и в итоге выплачивает по ее иску миллион долларов. 1984 Модельеру вручают президентскую награду Института технологии моды (Fashion Institute of Technology). 1985-1992 Вторая половина 80-х проходит под знаком унисекса. Кляйн выпускает ароматы, как в мужском, так и в женском его вариантах, а, кроме того, разрабатывает женское белье, представлявшее собой версификацию мужских боксеров. 1992 Идея неразделенности мужского и женского начала достигает своего апогея. Главный пропагандист унисекса Кельвин Кляйн вновь провоцирует возмущение своей рекламой. Образы юной Кейт Мосс и рэппера Марки Марка на только что вышедшем плакате откровенно андрогинны: модели, символизирующие равенство двух полов, похожи друг на друга и фигурами, и одеждой. Пуританское общество негодует, но молодежь сметает с магазинных полок вещи от Calvin Klein, которые могут с одинаковым успехом носить как парни, так и девушки. 1993 Кляйну присуждаются сразу две награды от Совета дизайнеров моды Америки (СЕРА) за выдающийся дизайн в области мужской и женской одежды. В том же году кутюрье презентует свой самый успешный аромат - «СК ONE». 1995 Над Кляйном сгущаются тучи: ФБР начинает расследование по делу о сексуальной эксплуатации несовершеннолетних в рекламе. Обвинения не безосновательны, постеры с пятнадцатилетними моделями изобилуют двусмысленными символами в виде полураскрытых губ, дразнящих взглядов и нижнего белья, выглядывающего из-под одежды. Кроме того, съемка Стивена Майзела (Steven Meisel) действительно выдержана в стилистике soft porno 60-х. Против Кляйна организуется кампания с призывом запретить его рекламу, ряд изданий, несмотря на финансовые потери, ее поддерживает. Доходит до того, что водители автобусов с рекламой Calvin Klein бастуют, отказываясь выходить в рейсы, а дискуссии ведутся на уровне правительства. Чтобы остановить этот маховик, угрожающий уничтожить компанию, Кляйн выступает с публичным покаянием и отказывается от скандальной рекламы. К следующему году все обвинения с дизайнера снимаются. 1996 Авторитетный журнал «Тайм» сравнивает Кляйна с Фрэнком Ллойдом Райтом (Frank Lloyd Wright), признанным гением американской архитектуры, и помещает в список 25 наиболее влиятельных американцев. 1999 За маркой Calvin Klein окончательно закрепляется репутация производителя для раскрепощенных и чувственных. Одним из первых этот лейбл предлагает потребителю целую монобрендовую линию, от нижнего белья до аксессуаров. Компания разрастается в империю с ежегодным оборотом около 5 миллиардов долларов, активно продвигаясь на Восток и открывая свои бутики в Гонконге, Джакарте, Кувейте. Однако, Кляйн, уставший от тридцатилетнего руководства маркой, подумывает об отдыхе. 2002 Кляйн и его деловой партнер Шварц продают свою компанию корпорации Phillips-Van Heusen, крупнейшему в США производителю рубашек и владельцу нескольких брендов. Сумма сделки составляет 400 миллионов долларов. Кляйн остается в компании в качестве консультанта и оставляет за собой право выбрать преемника. 2003 Новым дизайнером Calvin Klein становится бразилец Франциско Коста (Francisco Costа), который в том же году представляет свою дебютную коллекцию на Неделе моды в Нью-Йорке. Дефиле подтверждает его приверженность традициям марки: тот же минимализм в цвете и деталях, лаконичный крой. Коллекция получается лишь немного женственнее, чем у предшественника. P.S. Сегодня список именных брендов состоит из Calvin Klein Collection, ck Calvin Klein, Calvin Klein, Calvin Klein Jeans и Calvin Klein Underwear, включающих в себя одежду, обувь, парфюмерию и аксессуары. По словам Кляйна, мода, воспринимавшаяся некогда блажью творческих натур, превратилась в бизнес, серьезный и жесткий. Сам же кутюрье ведет здоровый образ жизни, посещая в виде хобби рестораны различной экзотической кухни.