О СУПЕРМОДЕЛЯХ (ТОП-МОДЕЛЯХ) И МОДЕЛЯХ
В 1990 году Питер Линдберг запечатлел для обложки «Vogue» вместе пять самых модных манекенщиц мира — это Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста, Татьяна Патиц, Кристи Терлингтон, Синди Кроуфорд. Обычно к великолепной пятерке добавляют имена Нади Ауэрман и Клаудии Шифер. Они блистали красотой и очень много зарабатывали — десятки тысяч за одно дефиле, а состояние каждой достигло несколько десятков миллионов. Престижность дефиле и модных журналов определялась числом задействованных топ-моделей, так что на обложках мелькали одни и те же лица (у Шиффер, например, 500 обложек).
Джани Версаче начинает платить своим моделям сверхвысокие гонорары за эксклюзивное участие в его дефиле. Этому примеру следуют другие. К началу 90-х гг. слово «супермодель» (или, что то же самое, «топ-модель») было знакомо всем. В касту избранных входили несколько девушек, чьи гонорары сильно отличались от стандартных.
Примерно к 1995 году дизайнеры начинают выступать против диктата топ-моделей, поскольку внимание прессы и публики сосредотачивается не на одежде, а на суперзвездах. Кельвин Кляйн в очередной рекламной компании представил миру Кейт Мосс, которую с тех пор часто называют «лицом поколения 90-х». Появляются и другие новые модели: Крис Мак-Менами, Стелла Теннант, Амбер Валетта. В 1994 году Карл Лагерфельд использует в качестве моделей Дома Фенди порно-звезд и знаменитых стриптизерш.
В наши дни в журналах и на рекламных щитах можно увидеть практически все типы внешности. Иногда дизайнеры прибегают к услугам непрофессиональных манекенщиц, чтобы показать свои костюмы в «естественных условиях». Сейчас обращают внимание не столько на классическую красоту, сколько на выразительность и своеобразие. Сегодня в первую очередь оригинальная внешность становится залогом успеха.
С 1971 года в Лондоне существует модельное агентство под названием «Безобразная». Многолетним успехом оно обязано моделям с отнюдь не идеальной с точки зрения общепринятых стандартов внешностью — совершенно лысым, слишком полным или худым, очень маленького или, наоборот, очень высокого роста. Дело не только в том, что они привлекают взгляд. Выяснилось, что потребители — обычные люди, имеющие физические недостатки — чувствуют себя ближе к таким моделям и охотнее покупают товары, которые они рекламируют. В 90-х гг. «безобразных» моделей всё чаще стали приглашать для рекламы самых разных товаров — от «Спрайта» до меховых манто.
Объяснение этому можно найти в том, что модная фотография в 90-х годах становится более честной и открытой, стремится показать реальных людей в реальных ситуациях и даже многое заимствует из документальной фотографии. Эти идеи возникают у молодых в основном фотографов, которые заставляют нас посмотреть на изображение моды по-другому. Например, молодежные английские издания “The Face” и “i-D” обращаются к аудитории понятным ей разговорным «уличным» языком, показывают модные съемки не просто рекламы одежды, как раз самой одежды и не видно, а много обнаженного и не всегда сексуально привлекательного тела — то есть реального и не идеального тела как у обычных людей.
Фотография моды не остается в стороне от происходящих в обществе процессов. Изменение общественного климата в 60-х гг., стилевая революция “The Beatles” в музыке и в манере одеваться, появление мини-юбок, смелые идеи в крое одежды приводят к тому, что в модной фотографии начинает проявляться сексуальный подтекст. Соблазнительность и сексапильность, подчеркнутые жестом и мимикой, становятся частью моды.