ФЕРРАГАМО САЛЬВАТОРЕ
В детстве люди мечтают о самых необыкновенных профессиях. Маленький Сальваторе Феррагамо из итальянской деревушки Бенито, что в провинции Ирпения, мечтал быть сапожником, но не простым, а самым лучшим в мире. К этой славной деятельности он готовился чуть не с пеленок и уже в восемь лет неплохо управлялся с молотком, дратвой и сапожным ножом.
Учиться ремеслу Сальваторе Феррагамо начал в Неаполе в лучшей сапожной мастерской города. Затем карьера мальчика начинает развиваться бурно и непредсказуемо. В пятнадцать лет Феррагамо уезжает в Америку, куда давно звали эмигрировавшие много лет назад старшие братья. Они, к тому же, держали обувной магазин в Санта-Барбаре. Младшего братишку назначили продавцом, но при этом не препятствовали его деятельности в обувной мастерской, принадлежавшей магазину. Именно в этих, пропахших сапожным клеем, комнатушках Сальваторе Феррагамо отшлифовал свой талант и развил нестандартные идеи относительно обуви. Как пушкинский Сальери, которого в жизни интересовала только музыка, Феррагамо смотрел на любое изменение в моде и технологии, прежде всего в аспекте совершенствования обуви.
В своих позже изданных мемуарах "Сапожник мечты" он писал: "Я родился, чтобы быть сапожником. Наверное, я им был в предыдущих жизнях". Этому мистическому утверждению вполне можно поверить, поскольку основным кредо Феррагамо было: обувь нужно делать только вручную. "Я никогда не видел хорошей пары обуви, сделанной на машине. Она слишком индивидуальна". Его мечтой было создание для каждого человека именно ему принадлежавшей пары обуви, которая обнимала бы ногу с нежностью шелка, и в которой он чувствовал бы себя только хорошо. К сожалению, подобной обувью все человечество он облагодетельствовать не мог, но конкретные заказчики были в восторге.
Его называли колдуном, а его обувь ходячей скульптурой. Это действительно был сапожник милостью божьей, умевший создавать комфорт даже самой корявой и деформированной ноге. Такой явный и слишком многим необходимый талант был быстро замечен в Санта-Барбаре, а затем в находящемся недалеко от нее Голливуде. Создатели фильмов стали захаживать в магазин братьев Феррагамо вначале за интересными моделями, а затем делать заказы.
Однажды режиссер Сесиль де Милль заказал 100 пар ковбойских сапог для очередного боевика. Феррагамо сделал такие сапоги, что с ним подписали контракт на изготовление обуви для всего фильма, а в 1923 году пригласили в Лос-Анджелес уже как обувщика кинозвезд. Он делал обувь для Глории Свенсон и Марлен Дитрих. Это Феррагамо изобрел "плоские" туфли для Греты Гарбо, каблук "стилет" для Мэрилин Монро, а для 155-сантиметровой Кармен Миранды - туфли на платформе. Мода на короткие юбки была выигрышной для таланта обувщиков. И фантазия Феррагамо разыгрывается вовсю. Он не просто улучшает традиционные конструкции, но и создает новые. Это с его легкой руки появились знаменитые каблуки "танкетки" и еще масса клиновидных каблуков, каблуки в духе XYIII века, сдвинутые почти к своду стопы, каблуки в форме "катушки".
Он произвел революцию в ортопедической обуви, вернув многим несчастным способность ходить без палок и костылей. Не довольствуясь только техническими усовершенствованиями, Сальваторе Феррагамо работал с обувью так, как маэстро "от кутюр" работает с одеждой. Он делал туфли, украшенные алмазами, жемчугом, золотым и серебряным шитьем, стразами и вставками из кусочков зеркал, отделывал кружевом, вытачивал каблуки из всего, что только годится для их изготовления. Его туфли снабжались подкладками из шкур леопарда, питона, кенгуру и антилопы. А когда наскучили драгоценности, в ход пошли раковины, рыбья чешуя и морские водоросли, перья колибри и страуса.
"Сапожник не должен ни в чем себя ограничивать",- такое мог сказать именно мастер "высокой моды". Феррагамо считал, что учиться нужно постоянно. Будучи первым обувщиком Голливуда, он, как обычный студент, посещает уроки анатомии в местном университете, где особенно тщательно изучает анатомию ноги и стопы. Это прилежание дает неожиданные плоды.
Однажды к Феррагамо явилась дама под густой вуалью и явно "восточного" происхождения. Не открывая лица, она попросила взглянуть на ее ногу. Нога оказалась на редкость уродливой, тем не менее, загадочная дама заказала туфли на высоком каблуке-модные, но смоделированные таким образом, чтобы дефекты стопы были незаметны, а сама она чувствовала бы себя в этой паре удобно. Словом, задание на уровне тех, которые в сказках давали капризные принцессы женихам. Терпеть обмеры и ждать она соглашалась достаточно долго. Через неделю с небольшим незнакомка получила именно такие туфли, и тогда ее инкогнито раскрылось. Это оказалась жена весьма состоятельного индийского магараджи. Для нее он затем сделал серию обуви, которая и сегодня у обувщиков носит название "стиль магараджи".
Оплата за работу оказалась адекватной сложности задания, и Феррагамо, прибавив эту сумму к прежним сбережениям, получил возможность попытаться осуществить еще одну свою мечту: создать в Италии сеть мастерских по производству обуви вручную. Для этой цели он вернулся на родину в 1928 году и организовал во Флоренции несколько подобных мастерских со штатом в 60 человек. Но гениальный сапожник отнюдь не был финансовым и административным гением. Собственные промахи, высокие налоги, девальвация доллара уже в 1929 году привели его к разорению, а в 1933 году его предприятие объявили банкротом. Возможно, Феррагамо опустил бы руки и вернулся к работе над индивидуальными заказами богатых клиентов. Но за его спиной стояли люди, которые, несмотря на крах первой попытки, готовы были начать все сначала. И через три года Феррагамо снова обосновался на итальянском обувном рынке.
Но тут началась война. Лучшее сырье шло на обмундировку армии, а для "гражданских" сапожников настали времена лютого дефицита. Но это только подтолкнуло фантазию Феррагамо. Нет подошвенной кожи? Сделаем подошвы и каблуки из коры пробкового дуба! Даже на черном рынке не достанешь хорошего шевро? Союзки можно делать из плетеного в изящные сеточки целлофана, вернуться к старинной технологии обуви из текстиля! Бедствия войны неожиданно пробудили в Феррагамо такую финансовую изворотливость, что после ее окончания он приобрел два заброшенных дворца времен раннего Возрождения в Вероне и Флоренции, где создал мастерские со штатом в 43 человека. А сохранившиеся старинные фрески на стенах придавали обычной сапожной мастерской неповторимый романтически-загадочный вид. В такой обстановке Сальваторе Феррагамо принимал своих заказчиц: Софи Лорен, Сильвану Мангано, Одри Хепберн, Джину Лоллобриджиду, Ингрид Бергман.
Вообще, квалификации и организации труда в мастерских Феррагамо можно только удивляться. Двадцать с небольшим человек за день производили до 200 пар обуви, и не какой-нибудь, а строго индивидуальной и часто со сложным декором. Но кроме конкретных заказов, Феррагамо находит время и для собственного творчества. Однажды (было это в 1947 году) он встретил на берегу реки Арно рыболова, и поинтересовался, не боится ли тот, что тоненькая леска быстро порвется? "Это нейлон,-равнодушно бросил рыболов, - не порвется". Тогда, почти на манер Архимеда с криком: "Как же это мне раньше в голову не приходило?!", Сальваторе Феррагамо помчался в мастерскую и за ночь придумал и сделал "невидимую" обувь из прозрачной нейлоновой сетки на оригинальном клиновидном каблуке. За эту модель он получил премию Неймана и Маркуса, которая в мире обуви приравнивается кинематографическому Оскару. Первую идею Феррагамо затем развил в серию моделей с союзкой из тонкой плетеной сетки, которая сегодня считается классикой летней обуви.
Сальваторе Феррагамо умер в 1960 году в возрасте 63 лет. Сыновья не только продолжили дело отца, но сегодня возглавляют фирму "Сальваторе Феррагамо", которая более занимается одеждой "прет-а-порте", нежели обувью. Но имя великого сапожника отнюдь не забыто. Во Флоренции есть музей Сальваторе Феррагамо. Гениальный дизайнер, страстный исследователь и неутомимый экспериментатор Феррагамо за долгие годы своего творчества, похоже, успел поработать во всех стилях, создать все мыслимые и немыслимые модели и попробовать в деле все материалы, предоставив своим последователям вспоминать "хорошо забытое старое". И сегодня, спустя полвека, многие его творения остаются актуальными.